Аварский театр

Наша история

Государственно- бюджетное учреждение «Аварский музыкально-драматический театр имени Гамзата Цадасы»

Первые ростки творческого становления

Аварский музыкально-драматический театр был основан в 1935 г. в селении Хунзах Хунзахского района Дагестанской АССР, но своеобразным творческим фундаментом в создании профессионального театра можно считать кружок художественной самодеятельности, который в послереволюционные годы начал свою деятельность при Хунзахском военном гарнизоне.

Первые постановки Хунзахского драмкружка носили импровизационный характер. Авторами ряда интересных, наполненных революционным патриотизмом постановок хунзахского кружка стали, как служащие гарнизона, так и профессиональные представители национальной интеллигенции М. Кайтмазов, Ш. Микаилов, З. Гаджиев, Б. Маплачиханов. В зависимости от политической и экономической обстановки в стране, менялись герои и на сцене. Если в 20-30е годы – это пламенные революционеры, молодые коммунисты, то в 40-ые мы видим истинных патриотов, строителей современных коллективных хозяйств и готовых отдать жизнь за Победу в борьбе с фашистской армией в годы войны.

Аварский театр в годы Великой Отечественной войны

Война оставила глубокий трагический след в жизни Аварского театра. Но тот факт, что практически вся труппа театра добровольно ушла на фронт – факт очень значимый не только для театральной жизни Дагестана в период Великой Отечественной Войны, но и для республики в целом. Когда весь советский народ поднялся на защиту Родины от коричневой фашистской чумы, работники искусств Дагестана не остались в стороне. Ушли добровольно на фронт и погибли в боях с гитлеровскими захватчиками первые организаторы театра и наиболее популярные его актеры; Д. Халилбеков. С. Алибеков, М. Магомедов, Г. Гимбатов, Г. Гусейнов, А. Омаров, И. Абдуразаков, М. Испагиев и мн. др.  Наш театр стал одним из редких коллективов в стране, чья труппа в полном составе добровольно записалась на фронт в первые же дни начала войны.

       На памятной доске в фойе театра более 60 лет отмечены были имена 11 работников театра – фронтовиков. В ходе поисковых работ нами было установлено, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались 32 работника театра! И все они с честью выполнили эту задачу, золотыми буквами вписав в историю той войны свои имена. Первопроходцы аварской сцены, любимцы публики, имевшие в ту пору огромный авторитет среди зрителей и на фронте проявили свои лучшие качества.

       Героически погиб на фронте Гусейнов Абдулкадир – бывший директор театра, кавалером пяти боевых только орденов стал и дослужился до должности командира танкового полка Алибеков Мухамад, погибли на фронте братья Асхабали и Азиз из Кахиба, Испагиев Махач – в чине капитана, блестяще выполнив все поставленные задачи боевого летчика, вернулся с фронта. Такими и многими другими ратными примерами пополнили историю старейшего и известного не только в Дагестане театра фронтовики-театралы.

Не каждый театр в стране может иметь в своей ратной истории подобный пример. Золотой лентой нашей с Вами памяти проходит повествование об именах и делах 13 самых выдающихся представителей театрального искусства – воспитанников нашего театра, чьи имена звучали, как на сценах, так и на страницах многих печатных изданий страны.

      Оставшаяся в театре небольшая группа актеров переключается на постановку одноактных пьес и концертов. В репертуаре появляется такая популярная в дни войны пьеса, как «Баба» И. Назарова. В концертные программы были включены народные песни, лучшие стихи аварских писателей и, в первую очередь, новые произведения Гамзата Цадасы. Цикл его стихов, написанный за годы войны, пользовался огромной популярностью и в горных аулах, и среди фронтовиков — дагестанцев. С песнями и стихами Цадасы и других поэтов, с одноактными водевилями, маленькая дружная труппа часто выступает в районах, в госпиталях, воинских частях, принимает активное участие в строительстве оборонительных сооружений.

В военные годы театр ставит еще одну пьесу Г. Цадасы — «Базалай». События пьесы развертываются в дни войны в одном из горных аулов Дагестана. Пьеса «Базалай», как первое патриотическое произведение дагестанской драматургии, сыграла большую роль в мобилизации горцев на борьбу с фашистскими захватчиками.

Годы деятельности в городе Буйнакске

 В 1943 г. происходит по существу второе рождение аварского театра. В этом году по решению ДагОбкома ВКП(б) и Совета Министров ДАССР театр переводится в г. Буйнакск, где получает в свое распоряжение прекрасно оборудованное здание. Перевод театра из далекого аула Хунзах в один, из лучших городов республики с развитой промышленностью, наличием ряда культурных учреждений во многом способствовал расцвету аварского театрального искусства.

      Работа в Буйнакске создавала новые возможности для дальнейшего творческого роста и развития театра. Коллектив мог теснее сомкнуться с другими учреждениями искусств, в частности, с русским и кумыкским театрами, систематически приезжающими сюда на гастроли, с национальной интеллигенцией, преподавателями школ, техникумов и т. д. Художественное руководство театром поручается воспитаннику ГИТИСа — режиссеру А. Артемьеву. Перед руководством театра вторично встала ответственная задача — пополнить и укомплектовать состав труппы.

       В коллектив в разное время вступают актеры: М. Абасов, М. Абдулхаликов, П. Xизроева, Т. Абасов, М. Магомедов, Н. Исакова и др. Новые актеры театра, пришедшие в коллектив из числа наиболее талантливых участников художественной самодеятельности, нуждались в серьезной учебе и овладении профессиональной техникой актерского мастерства. Помимо сценических занятий актеры изучают историю русской, западно — европейской и своей родной литературы, историю театра, историю народов зарубежных стран.

       Руководство театра решило начать с новым составом труппы подготовку одноактных пьес и концертной программы, чтобы изучить индивидуальные особенности и способности каждого из актеров. Молодежь с увлечением работает над водевилем А. Чехова «Предложение» и одноактной пьесой В. Суходольского «Дурак». С этими водевилями и новой концертной программой театр объезжает все аварские районы Дагестана, выступает в госпиталях и воинских частях. Однако зритель, не раз видевший в репертуаре театра крупные спектакли, ждал новых монументальных постановок. Да и вся труппа стремилась испробовать свои силы в многоактной пьесе. Была избрана одна из популярных пьес военного времени драма Ф. Кнорре «Встреча в темноте». Премьера ее состоялась в начале 1944 года.

        Обладающая несомненными драматургическими качествами, интересной фабулой, выразительными сценическими образами, пронизанная патриотическим содержанием пьеса имела большой успех. В Буйнакске она шла при переполненном зале. Не меньший отклик нашла она и в аулах — театр получал из районов десятки писем с просьбой показать «Встречу в темноте» в самых отдаленных аварских селах.

      В 1945 году театр показал этот же спектакль и на Всероссийском смотре национальных театров Дагестана, организованным Комитетом по делам искусств, при Совете Министров РСФСР и Всероссийским театральном обществом. Год упорной учебы и кропотливой работы дал хорошие результаты. За непродолжительный период времени в театре выросли способные артисты: 3. Набиева, Г. Асадулаев. Г. Гамзатов, О. Османов, М. Абасов, П. Хизроева и др. На итоговой конференции по смотру, Аварский театр получил положительную оценку. Печать и зрители с радостью отметили второе рождение профессионального театра аварского народа.

       Вернувшись со смотра в Буйнакск, театр приступает к репетициям пьесы «Хочбар». Поэтические песни о Хочбаре являются венцом аварского устного народного творчества. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, глубоко интересовавшийся фольклором горцев, называл песни о Хочбаре «удивительными». К сожалению, пьеса о прославленном народном герое не нашла достойного воплощения на сцене театра. Написанная как либретто к одноименной опере Г. А. Гасанова, лишенная необходимой драматургическому произведению композиционной стройности, пьеса не позволила режиссуре и коллективу создать полноценное сценическое произведение.

Неудача постановки не помешала, однако проявиться в спектакле талантам отдельных исполнителей. Насыщенные горячим темпераментом содержательные образы создали артисты: А. Магаев (Хочбар), 3. Набиева (мать Зейнаб), М. Абасов (хан Нуцал). Более ценной для коллектива была его работа над следующей премьерой — пьесой азербайджанского драматурга С. Ахундова «Любовь и месть».

      Писатели М. Хуршилов и А. Батыров дали высокую оценку этой постановке в своей статье «На путях творческого подъема», опубликованной 19 июня 1946 года в «Дагестанской правде»: «Мягко и тепло ведёт свою роль артистка 3. Набиева. В этом же году театр ставит пьесу Соловьева и Вонткевича «Возмутитель спокойствия». В новой постановке рассказывалось о веселых похождениях и приключениях любимого горцами народного героя муллы Насреддина. Режиссеру и коллективу удалось создать волнующий и подлинно — комедийный спектакль. Возрастающее мастерство показали молодые актеры: М. Абасов (Насреддин), Г. Асадулаев (Амирхан), А. Магомедов (Нияз). П. Хизроева (дочь Ниязя).

В 1951 г. театру присвоено имя народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы.

В 1968 году театр переехал в новое здание в столице республики г. Махачкала.

На истоках творческого становления

Первыми основателями и режиссерами театра были А.М. Магаев, П. Шияновский, А. Артемьев. Росту театра способствовали, проработавшие в разные периоды главными режиссерами театра, режиссеры: В.П. Джапаридзе, В. Барукаев, Э. Асланов, Векслер и др. С 2009 года художественным руководителем театра является народный артист ДАССР, лауреат Республиканской премии им. Г. Цадасы Х.А. Абдулгапуров.

Большую помощь в творческом становлении театра оказали художники: А. Архангельский, Д. Давыдов, А. Осипенко, И. Х. Супьянов. Главным художником ныне работает В. Д. Кондашова. Значительную роль в творческой жизни театра сыграли и играют талантливые актеры разных поколений: народная артистка РСФСР З. Набиева, народный артист РСФСР М.А. Абдулхаликов, народный артист РСФСР П.М. Хизроева, народный артист РФ С.М. Меджидова, заслуженные артисты РСФСР Б.М. Инусилов, А. Мамаева, А.М. Курбанова, заслуженные артисты РФ А. Махаев, М-Р. Багдулов, А.Б. Загалов, И.-Г. Такиев, Г.Г. Казиев, М.Н. Нурмагомедов, народные артисты РД А.Г. Магомедов, З С. Гамзатова, Н.М. Хабибулаева, Заслуженные артисты Дагестана А.О. Кебедова, С.А. Ахмедова, М.Г. Абдулмеджидова, М.Р. Абдулатипов, М.М. Магомедрасулова, П.Р,Магомедова, У.А. Абдулаева.

Творческий путь

За 85 лет со дня основания театра были осуществлены постановки более 600 пьес и инсценировок зарубежной, русской и советской, а также дагестанской драматургии.

В 1960 году театр участвовал в декаде литературы и искусства Дагестана в Москве и выступил со спектаклем «Горянка» Р. Гамзатова. Спектакль был отмечен высокой оценкой в столичной прессе и за профессиональное сценическое мастерство были присвоены высокое звание «Народный артист РСФСР» З. Набиевой и почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» А. Мамаевой и Б. Инусилову.

В 1961 году театр получил официальный статус «музыкально-драматический театр». В 1967 году спектакли «Горцы» Р. Фатуева и «Крепость в горах» М. Сулиманова, посвященные 50-летию Советской власти получили денежные премии и дипломы, а за спектакль «Киквидзе» В. Дарсели театр награжден дипломом 1-ой степени Министерства культуры РСФСР.

Со дня основания театра в его коллектив влились выпускники 5 студий ведущих театральных вузов страны:

1950-1955 г. г. – 1 студия – г. Москва – ГИТИС им. А.Луначарского.

1960-1964 г. г. – 2 студия – г. Тбилиси – Государственный театральный институт имени Шота Руставели.

1964-1965 г. г. – 3 студия – первый факультет муз.комедии Грузинского театрального института им. Шота Руставели.

1968-1972 г. г. – г. Киев – Театральный институт имени Карпенко-Карого.

1975-1979 г. г. –студия г. Грузинского театрального института им. Шота Руставели. Тбилиси.

На 60-70-ые годы прошлого века приходятся постановки «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Махмуд» А. Магомеда, «Батырай» С. Рабаданова удостоены Республиканскими премиями им. Г. Цадасы. В 70-е годы театром успешно осуществлены масштабные спектакли: «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорка, «Забавный случай» Гольдони, «Намус» А. Ширванзаде, «Камалил Башир», «Саба Меседо» А. Абасил, «Метла адатов» Г. Цадасы, «Учитель танцев» Лопе де Вега и др.

В 1980 г. за достигнутые успехи во Всероссийском Социалистическом соревновании Министерства культуры РСФСР театру присвоено третье место, вручена Почетная Грамота и денежная премия. В 1981г. за высокие показатели в соц. соревновании и в связи с 60-летием автономии Дагестана, театру вручено памятное знамя Дагестанского Обкома КПСС, СМ ДАССР, Дагоблсофпрофа и Обкома ВЛКСМ. В 1984г. за высокие показатели выполнения плана в соцсоревновании вручено переходящее знамя Министерства культуры ДАССР и Обкома профсоюза работников культуры.

Театр также успешно наращивает гастрольную деятельность, расширяя географию маршрутов. Все больше и больше охватываются города и районы республики. В сезон гастролей театр успевает посещать все аварские горные, равнинные районы и города республики.

Театр особое внимание уделял и уделяет детскому зрителю. Для них в последнее время значительными постановками явились: «Шкатулка и свирель» И. Гусейнова, «Кот в сапогах» С. Прокофьев, Г. Сапгир, «Индейцы» В. Чичков, «Четыре близнеца» И. Илавайский, «Житель соколиной горы» Р. Рашидов, «Зайка-Зазнайка» С. Михалков, «Золотой цыпленок» С. Михалков, «Дурочка» И. Танунина, «Навруз» А. Абу-Бакар и многие другие.

В 2001 г. театр участвовал на республиканском смотре-фестивале «Театр-детям» со спектаклем «Волшебная палочка» М. Панфилова, а в 2003 году участвовал в республиканском фестивале театрального искусства Дагестана со спектаклями «Али и Космолет» Т. Арсланова, и «Не поверишь, умру» Исфандияр, проведенные по инициативе Министерства культуры РД и Союза театральных деятелей. 8 сентября 2004 г. в театре был проведен вечер поэзии «Годы, дороги, поэзия» по произведениям Р. Гамзатова, посвященный 80 летию Расула Гамзатова. К 60-летию Великой Победы был осуществлен героический спектакль «Итальянская баллада» Наримана Алиева.

Было положительно подчеркнуто в российской (Журнал «Театр» 2005 г.) и дагестанской печати высокое мнение о спектакле «Оставайтесь солнцем» А. Папаяна, и было оценено на высоком уровне Московскими театральными критиками среди фестивалей Северного Кавказа. В 2008 году в новой интерпретации осуществлен спектакль «Горянка» Расула Гамзатова (реж.Х.Абдулгапуров).

В 2009 г. был поставлен спектакль «Кровавая свадьба» Г.Лорка (реж. Х. Абдулгапуров), «Женитьба Кодолава» Г.Цадасы (реж. С.Иманголов). К 65-летию Победы над фашистской Германией показан спектакль «Аманат» (реж. Х. Абдулгапуров). К 100-летию народного артиста РФ Гамида Рустамова поставлена музыкальная комедия «Если сердце захочет». В 2010 году Международной академией культуры и искусства (г. Москва) театру вручен диплом и присужден почетный статус «Национальное достояние России – 2010» (за вклад в развитие современной культуры, проведение просветительских и гуманитарных проектов, направленных на гармоничное воспитание молодежи, формирование общественной среды на основе высоких нравственных ценностей).

2012 году труппа театра выехала за пределы республики в Ставропольский край с молодежной музыкально-театрализованной программой. Гастрольная программа была поддержана Министерством культуры Российской Федерации в рамках целевой программы «Культуры России».

2013 году к 90-летию Расула Гамзатова была подготовлена масштабная литературно-музыкальная композиция «Песня вечной любви» Р. Гамзатова, посвященная 80 летию Поэта.

С января 2014 года на просторах интернета, появляется новый сайт Аварского театра, где подробно описаны деятельность, история, репертуар, афиша, а также представлены все персоналии работников театра, в том числе и участники так называемого «Золотого фонда» театра, куда вошли актеры, сыгравшие немаловажную роль в истории становления театра.

С февраля 2014 года, в фойе театра ежегодно проходит «День родных языков». В последующем это мероприятие станет уже традиционным. Здесь артисты Аварского театра исполняют песни на родном языке, в живом исполнении.

Летом 2014 года впервые за многие десятилетия коллектив с новым проектом «У очага наших предков» (автор Магомедрасулов М.М.), в котором впервые обозначились музыкальные составляющие в деятельности труппы, успешно гастролировал по регионам Северного Кавказа. Проект стал уже традиционным в репертуаре театра.

В сентябре 2014 года труппа театра взяла на себя инициативу организации культурной программы на Международном празднике «Белые журавли» в с. Гуниб, где приняла самое активное участие. По проекту нашего театра в декабре 2014 года проведен Республиканский театральный фестиваль «Сцена, опаленная войной», в котором приняли участие 7 театров республики. Аварский театр показывает «Аманат» А. Хачалова.

Также в декабре месяце на сцене Русского театра им. М. Горького состоялся творческий вечер памяти Махмуда из Кахаб Росо, по сценарию директора Аварского театра Магомедрасулова М. М.

В марте 2015 года при поддержке Главы республики Р. Абдулатипова и министерства культуры РД в Аварском театре была установлена Система Синхронного Перевода (ССП). Теперь весь репертуар Аварского театра доступен зрителю и других национальностей.

Начиная с апреля 2015 года и в течении месяца, в фойе театра проходила выставка «Неизвестная война», на которой представлены уникальные текстовые и фотоматериалы истории Великой Отечественной Войны героев – дагестанцев.

Этапы большого пути

30 июля в рамках подготовки и празднования 80 — летнего юбилея Аварского театра в селении Хунзах, при поддержке Министерства культуры РД и Администрации Хунзахского района, Аварский театр провел республиканский юбилейный фестиваль «Очаг аварской культуры» с участием творческих делегаций из более чем 20 районов и городов республики.

6 сентября на городской площади города Буйнакска проходил очередной «юбилейный марш» Аварского театра «Этапы большого пути». Этот масштабный театральный фестиваль, с участием более 4 тыс. зрителей проходил в рамках празднования 80 – летнего юбилея Аварского театра.

4 декабря 2015 года на сцене Аварского театра состоялось празднование 80- летнего юбилея Аварского театра. Помимо обширной музыкальной программы с участием гостей из Москвы, Абхазии, регионов Северного Кавказа предгорных и горных районов Дагестана, зрителю была представлены музыкально – театрализованная программа «У очага наших предков».

В разные годы директорами театра работали:

Магаев А.М. 1935-1941гг.

Шияновский П.П. 1941-1942гг.

Микаилов Ш.М. 1943-1944гг.

Элькина Ф.М. 1944-1948гг.

Матоков Н.И. 1949г.

Гамзатов М.Г. 1952-1958 гг.

Магомедов А.М. 1958-1964 гг.

Батыров М.М. 1964-1969 гг.

Гаирбекова М.Г. 1969-1975 гг.

Гусейнов А.Н. 1975-1978 гг.

Абдулхаликов М.А 1978-1982 гг.

Гаджиев Х.П. 1982-2009 гг.

Гаджиев М.Х. 2009-2013гг.

Магомедрасулов М.М. 2013 — 2021 гг.

С апреля 2021 года исполняющим обязанности директора театра назначен заслуженный работник культуры РД Ахмедов Магомед Ахмедович.

Театр сегодня

Театр и сегодня продолжает участвовать в фестивалях, смотрах, конкурсах международного уровня. Коллектив театра ежегодно участвует и занимает призовые места на международных театральных фестивалях, которые проходят, как в столице республике, так и в соседних регионах страны:

— Ежегодно участвует в Международном фестивале национальных театров Прикаспийских государств в Махачкале.

— Ежегодно участвует в Международном фестивале адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг» в г. Майкопе Республики Адыгея.

—  Ежегодно проводит Международный день родного языка, в котором принимают участие творческие коллективы всех горных районов, представителей Союзов писателей РД, художников и творческой интеллигенции в здании Аварского театра.

— во Всероссийской молодежной акции «Культурный минимум» в честь празднования Дня театра с бесплатным показом спектакля для студенческой молодежи

— в праздничных мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, с показом музыкальных номеров для военнослужащих 102-ой бригады внутренних войск МВД РФ.

— регулярно посещают подопечных ветеранов ВОВ и труда Дома-интерната для престарелых с подарками и концертом.

— участвуют в юбилейных мероприятиях в подразделениях Национальной гвардии Совета ветеранов республики, посвященные Дню вывода войск из Афганистана.

Большая работа проводится и по активизации гастрольной деятельности. Коллектив круглый год гастролирует по самым отдаленным горным и равнинным зонам республики. За гастрольный период театр охватил десятки тысяч зрителей от Цунтинских гор до Южно-Сухокумска.

Театр в последние годы активно сотрудничает с республиканскими СМИ, российскими печатными изданиями. Всероссийский театральный журнал «Театральный вестник» регулярно освещает на своих страницах значимые мероприятия театра. В период пандемии театр широко освоил просторы соц.сетей. Театр весьма успешно перенесся в онлайн формат, набирая тысячи просмотров.

Театр принимает активное участие в проведении различных благотворительных акций. Оказывает посильную поддержку детям сиротам, инвалидам, которым предусмотрены бесплатные посещения в театр, организации праздников и материальной поддержки в виде одежды, книг и игрушек.

Еще одним значимым историческим событием можно назвать – ремонтные работы в театре, которые не проводились со дня эксплуатации здания театра, а это более 50 лет. Театр на сегодняшний день в хорошем смысле претерпевает приятные перемены, как в творческой сфере, так и в создании комфортных условий для сотрудников театра, гостей и зрителей.

С октября 2021 года директором назначен Магомед Бисавалиев

Аварский Музыкально — Драматический театр им. Г. Цадаса.   1948-1968гг.
Архитекторы  С. Галаджева, В. Красильников,  Г. Мовчан.

Вместимость 670 мест, объем 32801м2.

26 октября 1968 году Аварский театр открыл свой 33-й сезон в новом помещении театра в столице республики. Мало кто из дагестанцев и гостей республики не знает здание Аварского театра.

Театр завершил композицию длинной парковой зоны и стал центром окружающей его застройки. Глубокая терраса с большим вылетом крыши, с двумя открытыми лестницами и выходами из зрительного зала со всех сторон служит открытым фойе. Благодаря воздуху, пронизывающему всю композицию, форме крыши, обходным балконом театр получил особый южный колорит.

Облик театра оригинален, несмотря на традиционную пространственно —
планировочную основу. Главная тема композиции — простой и величественный периптер, перевоплощенный в национальные дагестанские  формы. Его конусообразные  опоры ассоциируются с древними кавказскими башнями. Кровля, балконы, опоры, лестницы пространственно скоординированы; контраст возносящихся вверх  могучих столбов и легкой крыши составляет основу архитектурного образа.

Классическая структура, национальный характер и современное материальное выражение характерны и для интерьеров театра, где сопоставление несущих конструкций и гладких стен воспринимается, как переработка традиционного горского зодчества.

Крупный масштаб, точные пропорции, гармоничность частей и целого, монументальность и вместе с тем легкость и лаконизм – все это создает яркое, выразительное современное здание национального театра.
Сам Геннадий Яковлевич писал: «В третьем варианте (1956г.) я пытался показать тектоническую основу классического ордерного построения, сняв с его дочиста каноническую оболочку.  Её место заняли некоторые дополнения (колонны второго плана, антериксы и пр.)  из горской архитектуры Дагестана, в которую я к той поре погрузился… Чрезвычайно мощные внизу столбы так стремительно утончаются, что к своей вершине истаивают почти на нет, а сень крыши почти невесома. Динамизм проник и в остальные части – в энергичный свес кровли углом, в несимметричные наружные лестницы, балконы, скошенные углы стен зрительного зала».  Это действительно было слияние, соединение национальной архитектуры и модерна.

Показательным является факт, связанный с созданием Аварского театра – это та пестрота позитивных и негативных оценок, что вообще характерно для явлений экспериментальной архитектуры.

Так, например, характеризуя данное сооружение, известный исследователь дагестанской культуры Д. М. Магомедов дает следующую оценку: «Авторы проекта воссоздали центральную фасадную часть в форме гигантской стилизованной сакли с открытой галереей второго этажа и приставленными к ней наружными лестницами. Относительно легкая на вид конструкция двускатной (а не плоской) крыши поддерживается массивными столбами ассиметричной формы, сужающимися кверху, тем самым нарушен ритм объемно-пропорциональных соотношений. Художественная форма центральной части театра, не подчеркивает его функционального назначения».

Исследователь Н.П. Воронкина архитектурное решение фасада театра связывает с интерьером дагестанского жилого дома. Она пишет: «Каждая колонна (имеют ввиду пилоны – прим.авт.) переднего ряда имеет прямоугольное сечение, размеры которого постепенно уменьшаются – колонна утончается кверху, так что к месте соприкосновения колонны с покрытием ее грани соединяются почти в одной точке. Взлет колонн, несущих перекрытие рождает контраст земной мощи и легкости полета. Колонны второго ряда, расположенные со стороны главного фасада, сильно расширяются в верхней части, воссоздавая форму подпорного столба – интерьера старинного дагестанского жилого дома. Столб XVI в., украшенный резьбой, помещен  в фойе театра в углублении одной из колонн. Подобными вставками – элементами национального декора должны были быть, по замыслу авторов, украшены наружные колонны, но они не исполнены строителями».

Резкая оценка проекта имеет целый ряд зримых аргументов. Построенное здание Аварского театра, в самом деле имеет целый ряд функциональных и эстетических просчетов, к тому же сам научный статус Г.Я. Мовчана, редкого знатока древностей Дагестана, еще не гарантирует удачного соединения традиций русского и западноевропейского конструктивизма и национальных форм зодчества. Вместе с тем сама беспрецедентная попытка глубинного, а не поверхностного синтеза современной и традиционной архитектуры заслуживает самого искреннего уважения.

Список спектаклей вошедших в Золотой фонд

 ГБУ «Аварский музыкально-драматический театр им. Г.Цадасы»

  1. «12-я ночь» В.Шекспир – реж. В.Барукаев
  2. «Женитьба Фигаро» П.Бомарше – реж.П.Джапаридзе
  3. «Отелло» В.Шекспир – реж.П.Джапаридзе 
  4. «Али с гор» З.Алиханов – реж.П.Джапаридзе возобн.Х.Абдулгапуров
  5. «Горянка» Р.Гамзатов – реж.А.Чихарташвили
  6. «Медея» Еврипид – реж.Э.Асланов 
  7. «Магомед Гаджиев» Б.Гаджиев – реж.Э.Асланов
  8. «Ахульго» Б.Гаджиев – реж.Э.Асланов
  9. «Мой Дагестан» Р.Гамзатов – реж.Э.Асланов
  10. «Махмуд из Кахаб росо» М.Абасил – реж.А.Гусейнов
  11. «Учитель танцев» Лопе де Вега – реж.Х.Абдулгапуров
  12. «Старик» М.Горький – реж.Х.Абдулгапуров
  13. «Омарла Батырай» С.Рабаданов – реж.Х.Абдулгапуров
  14. «Аманат» А.Хачалов – реж.Х.Абдулгапуров  
  15. «Оставайтесь солнцем» А.Папаян — реж.С.Иманголов
  16. «Как похищают красавиц» Б.Аппаев – реж.С.Иманголов