Наши телефоны:
                       (8722)
681-454  681-496
 

Новости


<<все новости
05.03.2020
К 95-летию Народной артистки РСФСР Патимат Хизроевой

Человек на земле по-настоящему счастлив только тогда, когда его труд признан окружающими людьми, когда завоеваны авторитет и симпатии коллег и почитателей таланта. Свою счастливую судьбу сумела сотворить и Патимат Хизроевна Хизроева.

Имя Народной артистки РСФСР Патимат Хизроевой неразрывно связано с деятельностью Дагестанского государственного Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы.  За годы на сцене родного театра и в кино Патимат Хизроева создала сотни ролей. И каждая была неповторима, отличалась подлинным артистизмом, большой жизненностью. Ее творчество глубокими корнями уходит в родную дагестанскую почву.

А начиналось все в далеких двадцатых годах прошлого столетия, когда босоногая, симпатичная девчонка носилась по глинобитным крышам домов родного селения Урма, Левашинского района торопясь жить, наслаждаясь живописной природой. Как птичка-певунья, жадно ловила все разнообразие окружавших ее звуков, мелодий пандура и кумуза, песен односельчан. Когда семья переехала в Буйнакск, Патимат стала активной участницей художественной самодеятельности. «Мы все тогда пели и плясали до упаду, - вспоминает актриса. - Моя жизнь складывалась счастливо».

Она была очень трудолюбивой - в девять-десять лет ловко управлялась с топором на заготовке дров в лесу. Пожалуй, эта черта и стала главной для нее. Работала очень много, не чуралась никакого труда. А что же образование, учеба? Да, это осталось ее постоянным огорчением. Сейчас-то легко сказать, что в те годы некогда было. Может, и так: вначале трудные военные годы, затем всепоглощающая работа в театре.

Патимат Хизроевна пришла в 1943 году восемнадцати лет от роду в театр и сказала: «Хочу поступить в артисты». Это был тот год, когда Аварский театр из высокогорного Хунзаха переехал в Буйнакск, а большинство мужчин-актеров находилось на фронтах Великой Отечественной войны. Коллектив в основном давал шефские концерты в госпиталях. Здесь и нужен был талант таких, как юная Патимат, чтобы укреплять дух искалеченных жестокой войною солдат.

Патимат много пела, улыбалась каждому слушателю, стараясь подбодрить, вселить веру. И благодарностью ей были ответные улыбки раненых, их аплодисменты. Тогда же, в памятном для нее 1943 г., начала она, хотя и робко, выступать в одноактных спектаклях. А затем пришла пора более серьезных работ.

Это были роли Байзат в спектакле «Базалай» Г. Цадасы, Сусанны в «На-мусе» А. Ширванзаде, Анхил Марин во «Вдохновенной певице» Г. Залова... Пришел и первый зрительский успех, который вселил в нее веру в правильность избранного жизненного пути.

Очень скоро Патимат Хизроева стала популярной, любимой актрисой. Сколько их было - гастролей в отдаленных селах, длинных пеших переходов в любую погоду, ночевок в тесных комнатушках, выступлений на годеканах, на крышах саклей, в поле у костров. Нет возможности в кратком рассказе проследить весь ее творческий путь, подробно описать созданные ею роли - ведь их около двухсот.

Но нельзя не сказать о таких, как Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. Гоголя, Дездемона в «Отелло» В. Шекспира, Вера Васильевна в «Горянке» Р. Гамзатова, Айна в «Горцах» Р. Фатуева, Ханума в «Хануме» А. Цагарели, вошедших в золотой фонд дагестанского искусства.

Отдельного разговора заслуживают работы Патимат Хизроевой в кинофильмах. Она снялась в значительных ролях в таких лентах, как «Горянка», «Баллада о старом оружии», «Сказание о храбром Хочбаре», «Когда кони плачут» и других, создав галерею запоминающихся образов матерей, делясь как мать троих детей своим выстраданным опытом, что и делает эти роли узнаваемыми, земными и в то же время поэтическими.

Трагические, лирические, комедийные героини этой актрисы будут всегда в памяти благодарных зрителей.

Ушла из жизни Патимат Хизроева в 2005 году.