Наши телефоны:
                       (8722)
681-454  681-496
 

Новости


<<все новости
01.06.2017
К 140 - летию со дня рождения Гамзата Цадасы.

АМРИ ШИХСАИДОВ - ДАГЕСТАНСКИЕ СВЯТЫНИ.

Как известно, искусство в своей основе всегда есть борьба "за" и "против". Если одним крылом зарождавшейся и крепнувшей новой дагестанской литературы была борьба со старым, то вторым стало утверждение новых начал действительности. "Новый мир" – это было самое распространенное сочетание слов, свойственное эпохе 20-30-х годов. Оно служило наименованием печатных органов и поэтических сборников. Как не вспомнить: "чудо света" – Чохскую коммуну, прославленный Сталинаульский колхоз, новообретения аулов и людей, переселившихся из теснин гор на просторы равнин, красочный пейзаж садов, разведенных на склонах альпийского высокогорья, первый репродуктор в горном ауле и первую лампочку Ильича в сакле горца, первый автомобиль, мчавшийся по только что проложенным горным серпантинам, первый трактор, распахавший межи пашен, первый самолет над хребтами и долинами родного края – вот они, живые свидетели социальной нови, предмет восхищения и вдохновения художников слова Дагестана. Отсюда мажорность интонации, сгущенность настроения, возвышенность восприятия, "потребность часто не сказать, а крикнуть" (А. Воронский). На весь Дагестан прозвучал тогда голос Г.Цадасы:

Мы рек поседелых смирили стремнины,
И трудятся реки, вращая турбины.
Мы, большевики, – вдохновенные люди,
Еще и не то нами сделано будет!

Известная степень примеси романтики, идеальной трактовки явлений были свойственны в целом искусству 30-х годов. Нет, не о патетике, не о риторике в данном случае речь, а о пафосе как особом идейно-эмоциональном импульсе. Романтическая приподнятость литературы – от романтики самой действительности.

В поэзии Г. Цадасы трудовой подвиг соизмерялся с переделкой "человеческого материала", с закалкой людей, с совершенствованием личности. "Как куются люди?" – так назвал Г. Цадаса одно из лучших поэтических произведений начала 30-х годов, в котором к разработке темы труда подошел с философско-эти-ческой стороны.

Только труд растит людей,
Но труд с душой, вдохновением.
Если разом народ ударит,
То и киркой можно сокрушить скалы.
Дружное старание людей
Может воздвигнуть новые горы.

(Подстрочный перевод)

Незабываемое предвоенное время! Столько было в поэзии тех лет чувства любви к родине, гордости за ее защитников, уверенности в завтрашнем дне. Чутко дышала поэзия предчувствием грозных испытаний и грядущих побед. "Настанет день, настанет час, страна на подвиг кликнет нас", – писал Сулейман Стальский. Сухим держал порох и Гамзат Цадаса. И когда действительно настал час, поэт приравнял перо к штыку. И не только стихом сражался Цадаса. Он ездил по селам и аулам, живым словом ободрял людей. Не раз побывал престарелый поэт в воинских частях и на передовой фронта, вдохновляя бойцов на подвиг. Пламенное слово Цадасы звучало с трибун антифашистских митингов, со страниц центральной печати и по радио. И не только… Цадаса отправил на фронт двух своих сыновей, и они пали смертью храбрых – один в Севастополе, другой – под Сталинградом.

Особого разговора заслуживает трогательная переписка Цадасы с фронтовиками. Она была интенсивной, объемной, теплой. Письма шли не только от родных и близких, но и от далеких и незнакомых. Писали они, как говорится, и в прозе, и в стихах. Люди делились радостями и горем, спрашивали совета, "отчитывались" перед поэтом о своих боевых успехах. И Цадаса становится инициатором создания периодического печатного органа для этой переписки между фронтом и тылом. "Дагестан – своим фронтовикам" – так называлась газета, ставшая в те суровые годы явлением неповторимым и уникальным.

Однако главную роль играла, сражаясь и побеждая, все-таки поэзия Цадасы, патриотически-призывная, сатирически-изобличительная, острая, меткая, честная. Обогащенная в жанрово-стилевом многообразии, она была активной, действенной силой. И, как ни парадоксально, с особой силой заговорила в годы войны дагестанская лирика. Стихотворные послания на фронт и с фронта, письма подруги к любимому и его ответ с поля боя, песни матерей и сестер – огромен круг разновидностей лирических жанров, получивших бурный расцвет в творчестве Цадасы. Песни его пелись на фронте и в тылу.

Удивительно плодотворным оказался послевоенный период жизни и творчества старейшего поэта Дагестана. Теперь, на склоне лет, умудренный богатым жизненным опытом, Цадаса создает новые вдохновенные произведения, полные любви и признательности партии, Родине, народу. Глубокие раздумья о прожитом и пережитом, серьезная озабоченность будущим вылились у него в замечательный поэтический цикл, посвященный дружбе между народами, миру на земле.

Ярко прозвучал голос поэта в 1948 г. на I Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. Разумеется, Цадаса не был свободен от всесильных культовых веяний, но не они определяли пафос и содержание творческого облика поэта-реалиста, остававшегося верным правде жизни и только ей.

Ярчайшей страницей в творческой биографии Цадасы этого периода следует признать создание многопланового поэтического полотна – эпической поэмы "Сказание о чабане", расцененной литературной критикой как значительное явление в современной советской поэзии и выдержавшей многократные издания в стране и за рубежом. Это правдивая поэтическая летопись коренных социальных преобразований, осуществленных в горах, образный сказ о судьбах дагестанского крестьянства, картина борьбы со старым и утверждения нового, убедительная демонстрация того, как широко раздвинулись рамки духовного мира современного горца. Устами главного героя своей поэмы Али ХирачеваЦадаса говорит:

Мы не только за район -
Мы за всю страну в ответе,
За державу, чей закон -
Справедливейший на свете.

Радостно отчизну-мать
Видеть в славе и расцвете,
И, когда хотите знать,
Мы за целый мир в ответе.

В понимании своей гражданской и патриотической ответственности за судьбы людей и общества, в утверждении этой ответственности состоит один из главных итогов творческого пути аварского поэта. Но поэт не просто декларирует свой идеал. Он дает целую программу его нравственного обоснования. Программа эта развернута поэтом в целостном цикле наставлений, обращенных к новому поколению, нравоучительных баснях и сказках, в замечательной этико-философской поэме "Уроки жизни" и др. Вот один из шедевров Цадасы:

В наших сутках есть ларцы,
Их всегда двадцать четыре,
Собираются туда
Нашей совести созданья.
В полночь ясную, когда
Тишина в подлунном мире,
Отопри их и взгляни,
Каковы твои деянья.

Сколько там никчемных дел.
Сколько важных, настоящих,
Сколько добрых и дурных,
Сколько тусклых и блестящих?
Заслужил ты похвалу
Иль достоин укоризны?
Сколько сделано тобой
Для народа, для Отчизны?

Нас не перестает поражать широта творческого диапазона Цадасы. Выдающийся мастер поэтического слова, он явился незаурядным драматургом, трагедии и комедии которого заложили основы национального театра аварцев. Цадаса известен и как автор замечательных басен и сказок, вошедших в сокровищницу словесного искусства народов Дагестана. Перу народного поэта принадлежит ценное исследование о творчестве бессмертного классика аварской лирики Махмуда из Кахаб-Росо и его современников. Исключительно плодотворной оказалась увлеченная работа Цадасы над переводами большого цикла политической лирики и поэмы "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина, признанными лучшими образцами поэтического перевода на аварский язык.

В одном из интервью для прессы в 30-х годах Цадаса сетовал: "Мне как воздух нужна помощь, нужно больше общения с большим миром, с нашей великой страной, больше видеть людей и их жизнь". И помощь эта пришла к аварскому поэту прежде всего от далеких русских собратьев по перу – Николая Тихонова, Владимира Луговского, Петра Павленко и многих других, которые побывали в том далеком 1933 г. в Дагестане, в Ашага-Стале, в Цада. Это благодаря заботе и вниманию представителей русской культуры многие дагестанские художники слова получили выход на всесоюзную арену. Вошел в большой мир поэзии и Гамзат Цадаса.

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
 
1887Начало обучения в примечетской школе в с. Гиничутль.
1887–1907– Муталимские годы Г. Цадасы.
1891 – Начало литературной деятельности: стихотворение «Собака Алибека».
1892 – 1898 Создание цикла сатирических произведений «Песня о собаке Исина», «Осел Кинхва», «Стихи о харчевне» и др., получившего большую популярность среди горцев.
1903–1905 Написаны лирические стихи «Любовный спор», «Парень и девушка».
1906–1907 «Стихи про козла».
1908 Женитьба на Хандулай Гайдарбековой (1888–1965).
1908–1910 Дибир в родном ауле Цада.
1909 – Написано стихотворение «На смерть Алгинал Магомеда-Хаджиява из Ахалчи» (на арабском языке).
1910–1912 Дибир в с. Хариколо.
191 – Написано сатирическое стихотворение «Алил-Магоме Дибиру».
1912 – Арест за участие в «тревожном походе», который отражен в стихотворении «Поход по тревоге», написанном в тюремном заключении. Создание стихотворения «Возмездие».
1913 – Дибир в с. Гимры Аварского округа. Написание стихотворения «Песня о корове Али».
1914 – Стихотворение «Ответ на послание Хаджи-Али» (на арабском языке). Участие в дагестанском антиписарском движении. Стихотворение «Красавице Бите» (на арабском языке).
1914–1915– Дибир в Манас-ауле Темир-Хан-Шуринского округа.
1915 – Написана басня «Дибир и хомяк».
1915–1916 – Участие в дискуссии на страницах газеты «Джаридату Дагестан» (на арабском языке) по вопросу о бумажных деньгах и уплате заката с них.
1916 - Мударис (учитель) в с. Хариколо.
1916–1917–Мударис в родном ауле Цада.
1917–Написано сатирическое стихотворение «Посевная милостыня». Избран членом Аварского окружного шариатского суда. Первая встреча с известными революционерами М. Дахадаевым и М.-М. Хизроевым.
1918 январь –Вторая встреча с М. Дахадаевым.
1919 июнь – Председатель Аварского окружного шариатского суда.
1920, апрель – Член Аварского окружного Совета. Председатель Хунзахского участкового продовольственного комитета («комиссар народного хозяйства»).
1921г. 30 мая–Начало работы в качестве секретаря областной аварской газеты «БагIарал мугIрул» – «Красные горы» (г. Темир-Хан-Шура).
1921– В газете «Красные горы» впервые публикуются стихи Г. Цадасы «К горской бедноте», «Кого выбирают в Советы», «О, благодать Свобода!»
1922–1923 – Дибир в с. Арадрих Аварского округа.
1923–1925 – Председатель Хунзахского шариатского суда.
1923 г. 8 сентября – В семье Г. Цадасы родился сын Расул (1923–2003).
1925–1932г.г – Депутат Хунзахского районного Совета. Делопроизводитель Хунзахского райисполкома.
1933, 27 апреля– Первый литературный вечер Г. Цадасы, организованный аварской секцией оргкомитета ДССП в Махачкале.
1933– Встреча с приехавшими в Дагестан писателями Н. Тихоновым, П. Павленко, В. Луговским, которые побывали в гостях у поэта в с. Цада.
1934, 15 июня – Присвоение Г. Цадасе почетного звания «Народный поэт ДАССР». Участие в работе Первого Вседагестанского съезда советских писателей в качестве члена оргкомитета.
1934 – Принятие в члены Союза советских писателей СССР.
1934, август– Участие в работе Первого Всесоюзного съезда писателей в качестве делегата (Москва).
1934– На родном аварском языке вышла первая книга стихов Г. Цадасы «ГIадатазул жул» – «Метла адатов» (Махачкала: Даггосиздат, 1934.–166 с.). Появление первых переводов стихов Г. Цадасы на русский язык.
1935, январь– Избрание Г. Цадасы членом ДагЦИКа.
1935– 2-е издание книги «Метла адатов» (Махачкала: Даггосиздат, 1935. – 220 с.). Для впервые созданного Аварского театра написана пьеса «Дети Хирача».
1935, февраль– В газете «Молодой ленинец» опубликована статья Э. Капиева «Гамзат Цадаса».
1935, сентябрь– Избрание в члены правления ССП Дагестана.
1937– Выход в свет на аварском языке сборника «Избранные произведения» (Махачкала: Даггиз, 1937. – 176 с). Написана пьеса «Сундук бедствий».
1939, январь – Награждение орденом Трудового Красного Знамени. Выход в свет на аварском языке «Сборника избранных произведений» (Махачкала: Даггосиздат, 1939. – 327 с.).
1939– Участие в юбилейных торжествах, посвященных 80-летию со дня рождения великого осетинского поэта Коста Хетагурова.
1940, осень–Г. Цадаса отправляет на службу в Красную Армию двух сыновей – Магомеда (1917–1943) и Ахильчи (1920–1942).
1940 – Творческая встреча с коллективом Аварского театра.
1941 – Написана пьеса «Айдемир и Умайганат».
1941, июнь– Выступление по дагестанскому радио с обращением Цадасы «К горцам Дагестана» в связи с нападением фашистской Германии на СССР и публикация в «Дагестанской правде».
1941, июнь– Переезд в Махачкалу на постоянное место жительства.
1941, август–ноябрь–Участие в антифашистских митингах в Махачкале и Орджоникидзе.
1941 – 1942 – Создание и публикация поэмы «Шамиль».
1943,июль – Начало издания письма-газеты «Дагестан – своим фронтовикам», созданной по инициативе Г. Цадасы.
1942- 1943– Гибель на фронте сыновей Ахильчи (в Севастополе) и Магомеда (под Сталинградом).
1943 –Выход в свет книги басен на аварском языке «Голубка с лазоревой шейкой» (Махачкала, 1943).
1944, февраль– Награждение орденом Ленина в связи с 50-летием литературной деятельности.
1944, июль –Творческий вечер Г. Цадасы в московском клубе писателей.
1944 – Выход на русском языке книги: Назаревич А. Ф. Гамзат из аула Цада. – Махачкала,
1944 -Выход на аварском языке книги М.-С. Саидова, посвященной жизни и творчеству Г. Цадасы.
1945, июнь –Творческий вечер Г. Цадасы в Республиканской библиотеке им. А. С. Пушкина.
1947, сентябрь– Торжественное заседание общественности республики в Махачкале, посвященное 70-летию Гамзата Цадасы.
1947 – Выход в свет в переводе на русский язык книги «Горные вершины», (М.: Сов. Писатель, 1947. – 166 с.) и «Избранное: Поэзия, драматургия, проза» (Махачкала, 1947. – 303 с.).
1948, ноябрь – Выступление на общем собрании СП Дагестана, посвященном постановлению бюро Дагестанского обкома ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения дагестанской литературы».
1948– Выступление на торжественном заседании, посвященном 500-летию Алишера Навои, г. Ташкент.
1949– По сказкам Г. Цадасы «Лев и заяц» и «Слон и муравей» сняты мультипликационные фильмы.
1949, июль– Избрание членом правления СП Дагестана.
1949, август–Участие в качестве делегата от Союза писателей СССР в работе Первой Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве.
1950, март – Публикация поэмы «Сказание о чабане» в журнале «Дружба народов» – 1950. – № 3.
1950, ноябрь– Выход в свет в Москве сборника: Цадаса Г. Избранное. – М.: Сов. писатель, 1950. – 264 с. В. Махачкале изданы: Цадаса Г. Слон и муравей: Басня. – Махачкала: Даггиз, 1950. – 36 с.; Цадаса Г. Три поэмы. – Махачкала: Даггиз, 1950– 107 с.
1951, март– Присуждение Государственной премии за книгу стихов «Избранное» (М., 1950) за 1950 год.
1951, 11 июня – Г. Цадаса скончался.
1951, 10 августа– Указ Президиума Верховного Совета ДАССР об увековечении памяти народного поэта Дагестана Г. Цадасы.