Наши телефоны:
                       (8722)
681-454  681-496
 

Новости


<<все новости
03.03.2017
К 85 - летию заслуженного артиста России Арипулы Махаева.

Родился в 1932 году в селении Чох Гунибского района. Окончив 10 классов, Арипула, единственный из четырех детей, оставшийся в живых, по настоянию матери устроил­ся секретарем сельсовета. Рано потеряв отца, Арипула вы­нужден был еще со школьной скамьи взять на себя мужс­кие заботы по дому, заботу о матери. Шло время, и мечты о театре у активного участника школьной самодеятельности все чаще и сильнее напоминали о себе.

Неслучайно то, что многие артисты Аварского театра выходцы из селения Чох. В Чохской школе всегда была хорошо поставлена работа по художественному воспитанию. Коллектив художественной самодеятельности Чохской сред­ней школы выступал не только перед жителями Гунибского района, но и в других районах, занимал призовые места и получал дипломы межрайонных и республиканских смот­ров и конкурсов. Арипула любил играть в школьном театре, ездил вместе с одноклассниками со спектаклями «Хаскиль и Шамиль» 3. Гаджиева и Ш. Микаилова, «Сапожник» Г. Цадасы по многим селам Гунибского района. В 1961 году, будучи в зрелом возрасте, хорошо взвесив все за и против, он решил поступить в аварскую студию Тбилисского теат­рального института. Мастер курса А. Газарашвили увидел и Арипуле артиста, умом и сердцем воспринявшего профессию. Он частенько сажал его с собой как ассистента и не­редко поручал проводить репетиции и проверять самостоя­тельные работы сокурсников над этюдами.

В 1964 году в Аварский театр влилась молодая смена, среди выпускников был и Арипула. Так случилось, что к тому времени театр потерял одного из блестящих трагичес­ких артистов Басира Инусилова, который был занят во мно­гих спектаклях. Благодаря А. Махаеву большинство из них было сохранено. Арипула Махаев не был артистом бурного, клокочущего темперамента, как Б. Инусилов. Он, скорее, отличался в игре сдержанностью, внушительностью и тра­диционностью подходов. Махаев - артист аналитического ума с режиссерским уклоном. Он частенько сам разбирает свою роль по основным линиям поведения и внутренней логике характера. Нередко его видение образа не совпадает с режиссерским и ему приходится отстаивать собственные позиции. За его плечами солидный багаж сыгранных ролей. Есть среди них и такие, о которых артист и не вспоминает. Но большинство - полюбившееся на всю жизнь, оставив­шие глубокий след в его творческой биографии.

Из них самой дорогой, артист, не задумываясь, назы­вает роль имама Шамиля, с которой не расстается с 1969 года. Он понимал и свою долю ответственности, и степень сложности этого образа, поэтому, приступая к образу имама Шамиля, А. Махаев встречался с историками, учеными-шамиловедами, с краеведом Булачом Гаджиевым, со старыми горцами, слышавшими о Шамиле из уст тех, кто был ря­дом с ним в молодости. Он играл Шамиля в одноименной пьесе М. Хуршилова, в «Хаджи-Мурате» по JI. Толстому, в «Ахульго» В. Гаджиева, в пьесе грузинского автора И. Вокели «Имам Шамиль». Из спектакля в спектакль, из года в год Арипула постигал образ имама Шамиля, изучая его облик, его деяния, его мировоззрение.

«Образ Шамиля мне дал много и после этого я стал ра­ботать над каждой ролью по-другому. Шамиль мне дорог во всей совокупности его сложного, многогранного характера... Самая лучшая роль для меня - роль в несыгранном спектак­ле. Но очень люблю Ясона в «Медее» Еврипида, Харитонова в «Старике», Камала в «Камалил Башире». Над каждой ролью я люблю работать наедине с собой и на репетиции прихожу со своими заготовками. Люблю работать с разны­ми режиссерами. Легко работать с Салихом Иманголовым, Эдуард Асланов уважал актеров и обращался к каждому со словами: Господин артист...», - так размышлял вслух в беседе со мной Арипула Абдулмажидович Махаев.

Наиболее глубоко проник артист в образ Шамиля в од­ноименном спектакле Русского театра по пьесе Ш. Казиева. Здесь Шамиль показан в период калужской ссылки. Шамиль-Махаев в спектакле появляется в полном обмунди­ровании: в черкеске, в папахе с чалмой, при оружии. Но он не позирует, не демонстрирует себя. Напротив, он смущен и возмущен чрезмерным вниманием к себе. Привыкший к деятельной, почти походной, суровой военной обстановке, Шамиль-Махаев изнывает от тепличных условий почетно­го пленника. Его раздражает и чрезмерное любопытство, и бесцеремонное глазение на него. Он не кичится, не бравиру­ет своим прошлым. Во всем его облике - суровая простота и аскетическая скромность. Он сдержан и в высказывани­ях, но иногда, не удержавшись, у него вырывается вроде: «Наша слава осталась на Кавказе».

Степенный, умиротворенный, с военной выправкой, он проходит, чтобы подняться на минарет помолиться или встретиться то с одним, то с другим царским офицером или поговорить со своими домочадцами. Эти сцены у артиста в основном проходят в одной тональности. Ему не всегда удается достаточно многогранно выявить свои взаимоотно­шения с каждым из действующих лиц. От этого и неко­торая статичночность образа, уход Шамиля в себя, в мир собственных переживаний. Это исходит и от, несомненно, благоговейного отношения артиста к личности Шамиля.

Значительными, хорошо продуманными и запоми­нающимися были его актерские работы в спектаклях «Старик» М. Горького (Харитонов), «Медея» Еврипида (Ясон), «Юность отцов» Б. Горбатова (полковник Рябинин), «Камалил Башир» Магомеда Абасила (отец Башира Камал), в которых А. Махаев выступил не только как исполнитель своих ролей, но и как их режиссер, интерпретатор и истол­кователь сценической концепции. А. Махаев всегда много работает, размышляет над каждой своей ролью и прихо­дит на репетиции со своими «заготовками». Часто спорит с режиссерами и считает, что «каждый актер должен быть немного режиссером своей роли».

Одной из этапных работ его творческой биографии ста­ла роль Хочбара в спектакле по инсценированной поэме Р. Гамзатова «Хочбар и ханы», в которой Махаев подчер­кнул силу духа, своего героя, великодушие и готовность погибнуть за справедливость и за свой народ.

Арипула Махаев удостоен высоких званий - «Народный артист Дагестана», «Заслуженный артист России». Он - ла­уреат республиканской премии им. Г. Цадасы. Имеет дип­ломы победителя многих смотров и фестивалей.

 Гулизар Султанова.

Кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств России.